Учение – свет!
Неучение – тьма дремучая. С этим, вроде, все понятно: наученный сейлз
продает больше и дороже, а организация, которая учит своих сейлзов, продает больше
от нескольких десятков процентов до разов – это на развитых и конкурентных
рынках часто и определяет, кто выживет, а кто обанкротится и сдохнет.
А вот «как» учиться, по-прежнему остается большим вопросом. Итак, по исследованиям,
на которые ссылается The Wall Street Journal
в статье 2012 года (после WSJ факт-чекинг делать не буду), в течение года теряется 90% того, что было дано на тренинге.
Допускаю, глядя на то, за что именно сейчас даются награды STEVIE, за что компании
попадают в списки Top Training Companies от trainingindustry.com и
журнала SellingPower, что
в мире что-то меняется. Общаясь каждый день с заказчиками корпоративного
обучения в России, понимаю, что у нас – пока еще нет.
Где же заказчика поджидают «засады»? Их основных не так уж и много,
всего 4:
Контент и Дизайн
Контент – это чему мы хотим научить? Какие инструменты подготовки к
встрече, планировании и совершении звонков (в том числе, холодных), самонастройки,
установки раппорта, выявления и формирования потребностей, презентации и «защиты»
своего предложения, работы с возражениями, закрытия сделки, продолжения
сотрудничества и поддержки, подготовки и проведения переговоров мы хотим донести
до наших любимых продавцов (и их начальников вплоть до самого высшего -
ОБЯЗАТЕЛЬНО), сделать эти инструменты частью нашей системы продаж, дать о них знания,
перевести в умения, отработать до состояния навыка, сделать привычкой (вспоминаем
ЗУН, педагоги 😉).
Основные признаки плохого контента:
·
В B2B продажах долго и «серьезно» учат типам восприятия (ну это
помните это – визуал, аудиал…), при этом не учат другим типологиям (Социальные
Стили, DISC или хотя бы их «авторские» модификации);
·
Без объяснения возможных побочных эффектов, как
основным методам, учат пользоваться манипулятивными приемами (типа НЛП),
например, выбор без выбора или пресуппозиция (говорим так, как будто клиент уже
точно покупает – «когда будете оплачивать счет, еще раз подумайте, не заказать
ли у нас и оснастку»);
·
Много слов и нет конкретных технологичных
инструментов (что и как делать).
Дизайн – способ донесения этих самых инструментов. Последовательность и
логические связки, мотивирующие обоснования, слова, которые должны быть сказаны,
текст, визуалы – презентация и ролики, упражнения, кейсы. Сколько времени надо
уделить на какой инструмент. То есть то, как должен быть проведен тренинг и
сопутствующие мероприятия. У плохого контента не может быть хорошего дизайна
(даже не хочу доказывать, поскольку очевидно), а вот у хорошего контента плохой
дизайн может быть запросто – это часто бывает, когда «тренер» надергал
инструментов по сайтам или по другим тренингам, но собрать их в кучу, сделав свой
годный тренинг, не умеет.
Итак, если контент и/или дизайн – отстой, то ваши деньги уже улетели
в помойку, ваши продавцы ничему полезному не научатся.
Личность тренера
Если тренер не может установить раппорт с аудиторией, «продать» ей идею
своего тренинга и отдельных его частей, то чему он может научить?
Очень важно, чтобы у тренера были необходимые навыки донесения информации
(доходчиво объяснять), навыки презентации (структурность, вербалика и
невербалика), развита эмпатия для эффективной работы с аудиторией, опыт преподавания,
навык на лету перестроить обучение под нужды аудитории (редизайн в процессе) – это
вы и сами все знаете. Кстати, опыт проведения совещаний мне для фасилитации групп
даже полезней оказался, ведь на тренинге все, в целом, хотят научиться (не
берем сейчас в расчет отдельных фриков), а на больших и тяжелых совещаниях –
много противоречащих интересов, там часто торговля идет, да еще и с эмоциями.
По моему опыту получается еще то, что тренеру очень помогает личный
опыт работы в бизнесе. Многие студенты жалуются, что им «прочитали» курс люди,
которые сами продажами не занимались. Если тренер никогда не продавал ничего,
кроме своих тренингов, не участвовал в переговорах (не путать с презентацией
тренера или с каким-нибудь демо-кусочком тренинга), то он не понимает всей
глубины боли, которую испытывает продавец, и с которой тренер и призван научить
справляться.
Очень четко действует «свой-чужой», если аудитория видит, что тренер –
не «свой», могут и «сожрать». В общем, мой, возможно, предвзятый, вывод однозначен
– тренируешь продажам, поучись и попродавай перед этим сам лет 5 хотя бы. Лучше
10.
Если тренер не знает материала, не умеет преподавать, не имеет опыта
в продажах, ваши деньги опять же улетели в помойку.
Мотивация обучающихся
Каждому тренеру знакомо это вот «ну давай, удиви меня, чего ты можешь
знать такого, что я за 15 лет работы в продажах не узнал». Очень хорошо
работает закон Даннинга-Крюгера. Ребята, которые много и хорошо учились,
продвинутые, много и активно продают, с радостью бросаются на новые методики и
даже на возможность потренироваться по тем же, по которым их год-два назад уже тренировали
(в крупных западных компаниях тренируются регулярно). Те же, кто 10 и более лет
сидит на одном месте, собирая заказы, которые сами приползли, и не отрываясь от
стула дальше, чем за кофе или покурить, и ждут заказов, обычно крайне скептически
настроены, искренне считают, что знают о продажах все, и целью своего присутствия
делают убедить в этом окружающих. В том числе путем попыток «ткнуть» тренера носом
во что-нибудь малоприятное (а пот получится ли – см. предыдущий пункт).
Идеально, когда в компании есть культура обучения, культура регулярных «развивающих»
встреч и сессий обратной связи, или вообще оценка-360. Приемлемо, если большой
босс пообщался с продавцами, рассказал, что продажа – это, на самом деле, не
только искусство, но и технология, и мы ей будем учиться, чтобы повышать
качество этих самых продаж ради роста выручки, прибыли, и удовлетворенности клиентов.
Плохо – это «вы достали уже, продавать нихрена не умеете, вызову вам тренера,
может, он из вас, обезьян, людей сделает» (утрированно, конечно, но суть
передает).
Ну и опять же – хорошему тренеру, вооруженному хорошим материалом,
удастся «раскачать» даже и «сложную» аудиторию, и добиться целей обучения. Только
вот из «хорошей» он же выжмет просто максимум, эффект будет намного выше.
Если обучающиеся не учатся, а присутствуют, не проявляют энтузиазм и
желание тут же все выученное применить, ваши деньги опять полетели в помойку.
Системная поддержка и усиление
Как ни странно, все люди разные. И у них разные навыки, опыт,
убеждения. В идеале их бы всех учить по своей программе, только это будет уже
неоправданно дорого. В корпоративном обучении обычно тренинг настраивают на
группу. Опять же, в идеальном мире эта группа проходит регулярный ассесмент,
чтобы было понятно – чему именно и как учить. Когда обучение первое, вполне
допустимо, на мой взгляд, пройти по стандартному курсу, рано настраивать часовой
отверткой, надо сначала несколько ударов кувалдой сделать. А вот через
полгодика оценить, что получилось, чтобы понять, что делать дальше, очень даже
полезно.
Еще интересная статистика – время выработки навыков. Узнать – это быстро,
посмотрел на экран, послушал тренера – уже знаешь. Чтобы уметь, надо
попробовать. А вот чтобы инструмент продаж стал естественной частью процесса,
должен сформироваться навык. Исследований много, обычно говорят о сроках от
пары недель до месяца. А вот исследования последнего десятилетия, их много в
сети, показывают убедительно, что навыки-то, оказывается, бывают разные. Простые,
моторные навыки вырабатываются сравнительно быстро – действительно от
нескольких дней до месяца (ежедневного повторения). Только вот навыки
консультативных продаж относятся к сложным, для их уверенного закрепления
требуется год (ГОД ежедневного повторения). В уже упомянутой статье WSJ приводится
статистика, что без закрепления через год теряется 90% того, что было на
тренинге. По-хорошему, надо бы весь этот год повторять и применять выученное.
Помимо того, что мало кто из клиентов уже понимает смысл этой самой
поддержки и усиления (только самые продвинутые), так еще и почти все тренинговые
компании и, тем более, фрилансеры не считают это нужным, да и просто делать этого
не умеют.
Если вы провели отдельный тренинг, без комплексной программы
поддержки и усиления, то ваши деньги на обучение опять же улетели в помойку.
Выводы
Какие могут быть выводы? Выбирайте провайдеров тщательней, вникайте в
программы, знакомьтесь с тренером и общайтесь с ним, мотивируйте команду
развиваться, обязательно заказывайте комплексный продукт по обучению, а не
только отдельно взятый тренинг, тогда потраченные деньги станут не выброшенными, а проинвестированными с запредельно высоким ROI.
Все это само собой получится, если сотрудничать с крупнейшими мировыми компаниями, такими, например, как #TRACOM.
Все это само собой получится, если сотрудничать с крупнейшими мировыми компаниями, такими, например, как #TRACOM.
P.S. Про то, сколько компания
на самом деле тратит на обучение (и это – не то, сколько вы заплатили по
счету), писал тут.
Огонь, все так
ОтветитьУдалить