К основному контенту

Важнейший принцип выбора тренинга



Компания твердо решила – надо учиться! Начинается процесс выбора, а кто же учить будет? Вот об этом процессе и есть эта статья.

Сначала определения – на какой критерий есть смысл смотреть выбирающему тренинг? Очевидно, как с любой инвестицией, основным параметром должен быть ROI – «возврат инвестиций». Бывает (сталкиваемся с этим нонсенсом регулярно), что выбирают по цене.
Посчитать ROI сложно, если вообще возможно, но давайте попробуем сделать «скелет» методики. На ROI влияют сумма расходов, суммы доходов и экономии, и как все это распределено на шкале времени (вопросы дисконтирования выходят за рамки статьи, и если углубляться в дополнительные сущности управленческого учета, то они только усилят приведенные тезисы).

Расходы: помимо стоимости тренинга (на сегодня это стоимость тренинг-дня от 50 тыс. за фрилансера, от 80 за российского провайдера, пользующегося «наработками» тренеров, и от 120 за программу от топового международного провайдера), необходимо учесть цену времени участников. Если это, например, 15 человек, зарплата каждого из которых 100 тыс. в месяц, то с налогами получится еще больше 100 тыс. только в прямой себестоимости, и минимум в 2 раза больше, учитывая, что эти же люди за день могли бы сделать для компании. Ну и цену аренды зала добавим (если это своя переговорка или конференц-зал, то он, на самом деле, тоже чего-то стоит, его же построили и поддерживают в рабочем состоянии, альтернативные издержки получаются) – это еще тысяч 20.

Итого, получаем себестоимость дня тренинга 270 (фриланс), 300 (локальный провайдер), 340 (топовая мировая компания). Разница самого дорогого и самого дешевого варианта чуть больше 20% (или переплата 26% от цены фриланса, если кто-то захочет придраться к способу расчета).

Теперь доходная часть. Что такое «качество тренинга»? Если это тренинг по продажам – все достаточно очевидно, насколько больше и дороже начали продавать слушатели, если тренинг по переговорам – оценить можно по результатам переговоров, если лидерство, то тут включаются механизмы оценки параметров команды – вовлеченность, «текучка» кадров. Проблематика тут в отсутствии сколько-нибудь надежной методики выделения эффекта именно тренинга от остальных воздействий – они ведь почти всегда идут в комплексе. Что самое веселое, оценку надо провести до того, как что-то будет сделано, чтобы разумно принять решение о выборе провайдера.

Что же делать? Читаем подробно про тренинг, про авторов, про заложенные в нем принципы (которые должны быть изложены языком, понятным и для руководителя-заказчика, и для HR-а), смотрим на опыт и образование тренера. Если есть возможность, встречаемся – тренер должен понравиться и как профессионал, и как человек.

Когда невозможно сделать выбор на основании объективных критериев, по науке (этой науке мы учим) следует обратиться к свидетельствам третьих лиц (рекомендациям других клиентов, например, вот как здесь), а также к свидетельствам экспертов (а лучшим подтверждением экспертной оценки является какая-нибудь мощная награда типа Stevie – это как Оскар в мире тренингов, или признание от самых авторитетных рейтингов, например, Training Industry и журнала Selling Power – см. «шапку» статьи, это часть регалий Wilson Learning).

А теперь самое интересное. Всего одна дополнительная сделка сразу же перекрывает разницу в цене тренинга (а учились 15 человек, мы помним). Всего один человек, который не уволился из-за того, что начальник нашел с ним общий язык, экономит компании (рекрутинг, адаптация, упущенные возможности) на порядок больше, чем была разница в цене тренинга.

Вывод простой. При выборе тренингового провайдера единственным разумным критерием может и должно быть качество тренинга и тренера, подтвержденные репутацией компании-провайдера.

P.S. Слышал много раз что-то вроде «а работают ли в России ваши американские штучки?». Отвечаю – если речь идет о правилах охраны труда или пожарной безопасности, то они специфичны для каждой страны, а вот когда мы говорим о так называемых «гибких навыках» (soft skills), то они основаны на законах психологии, работающих одинаково во всех частях света точно так же, как законы Ома и Ньютона. А механизмы и методики, зависящие от языка, адаптируют не переводчики, а квалифицированные тренеры-методологи.


#ЮрийНеверов #TRACOM

Комментарии