Компания твердо решила – надо учиться! Начинается процесс выбора, а кто же учить будет? Вот об этом процессе и есть эта статья.
Сначала определения – на какой
критерий есть смысл смотреть выбирающему тренинг? Очевидно, как с любой
инвестицией, основным параметром должен быть ROI – «возврат инвестиций». Бывает (сталкиваемся
с этим нонсенсом регулярно), что выбирают по цене.
Посчитать ROI сложно, если
вообще возможно, но давайте попробуем сделать «скелет» методики. На ROI влияют
сумма расходов, суммы доходов и экономии, и как все это распределено на шкале
времени (вопросы дисконтирования выходят за рамки статьи, и если углубляться в
дополнительные сущности управленческого учета, то они только усилят приведенные
тезисы).
Расходы: помимо стоимости тренинга (на сегодня это стоимость тренинг-дня от 50 тыс. за фрилансера, от 80 за российского провайдера, пользующегося «наработками» тренеров, и от 120 за программу от топового международного провайдера), необходимо учесть цену времени участников. Если это, например, 15 человек, зарплата каждого из которых 100 тыс. в месяц, то с налогами получится еще больше 100 тыс. только в прямой себестоимости, и минимум в 2 раза больше, учитывая, что эти же люди за день могли бы сделать для компании. Ну и цену аренды зала добавим (если это своя переговорка или конференц-зал, то он, на самом деле, тоже чего-то стоит, его же построили и поддерживают в рабочем состоянии, альтернативные издержки получаются) – это еще тысяч 20.
Итого, получаем себестоимость дня
тренинга 270 (фриланс), 300 (локальный провайдер), 340 (топовая мировая компания).
Разница самого дорогого и самого дешевого варианта чуть больше 20% (или переплата
26% от цены фриланса, если кто-то захочет придраться к способу расчета).
Теперь доходная часть. Что такое «качество тренинга»? Если это тренинг по продажам – все достаточно очевидно, насколько больше и дороже начали продавать слушатели, если тренинг по переговорам – оценить можно по результатам переговоров, если лидерство, то тут включаются механизмы оценки параметров команды – вовлеченность, «текучка» кадров. Проблематика тут в отсутствии сколько-нибудь надежной методики выделения эффекта именно тренинга от остальных воздействий – они ведь почти всегда идут в комплексе. Что самое веселое, оценку надо провести до того, как что-то будет сделано, чтобы разумно принять решение о выборе провайдера.
Что же делать? Читаем подробно про тренинг, про
авторов, про заложенные в нем принципы (которые должны быть изложены языком,
понятным и для руководителя-заказчика, и для HR-а), смотрим на опыт и образование тренера. Если есть
возможность, встречаемся – тренер должен понравиться и как профессионал, и как
человек.
Когда невозможно сделать выбор на основании объективных критериев, по науке (этой науке мы учим) следует обратиться к свидетельствам третьих лиц (рекомендациям других клиентов, например, вот как здесь), а также к свидетельствам экспертов (а лучшим подтверждением экспертной оценки является какая-нибудь мощная награда типа Stevie – это как Оскар в мире тренингов, или признание от самых авторитетных рейтингов, например, Training Industry и журнала Selling Power – см. «шапку» статьи, это часть регалий Wilson Learning).
А теперь самое интересное. Всего
одна дополнительная сделка сразу же перекрывает разницу в цене тренинга (а
учились 15 человек, мы помним). Всего один человек, который не уволился из-за
того, что начальник нашел с ним общий язык, экономит компании (рекрутинг,
адаптация, упущенные возможности) на порядок больше, чем была разница в цене
тренинга.
Вывод простой. При выборе тренингового провайдера единственным
разумным критерием может и должно быть качество тренинга и тренера,
подтвержденные репутацией компании-провайдера.
P.S. Слышал много раз что-то вроде «а работают ли в России ваши американские
штучки?». Отвечаю – если речь идет о правилах охраны труда или пожарной
безопасности, то они специфичны для каждой страны, а вот когда мы говорим о так
называемых «гибких навыках» (soft skills),
то они основаны на законах психологии, работающих одинаково во всех частях
света точно так же, как законы Ома и Ньютона. А механизмы и методики, зависящие
от языка, адаптируют не переводчики, а квалифицированные тренеры-методологи.
#ЮрийНеверов #TRACOM
Комментарии
Отправить комментарий