К основному контенту

Универсальность? Типология? Что это? Зачем это? Какая лучше?




Как тренер, практикующий модель Социальных Стилей, регулярно сталкиваюсь с вопросами про другие типологии, в основном, конечно же, DiSC.

Отступление: зачем вообще нужен этот зверь, называемый «типологией»: Люди все разные, к ним нужен различный подход, у них разные мотивы, на них действуют разные аргументы, люди воспринимают информацию по-разному, кому-то надо задать правильный вопрос, а кому-то – выдать утверждение, причем с энтузиазмом, кому-то нужно показать сопереживание, а кому-то совершенно не нужно, а кому-то лучше выдать много таблиц и графиков. Типология, в общем случае, позволяет технологично подобрать оптимальный способ взаимодействия с каждым человеком, не углубляясь в особенности каждого из более 7 миллиардов людей на планете, и общаться с человеком так, как он хочет, чтобы с ним общались (и нет, не так, как вам хочется, чтобы общались с вами, «ваш» способ подойдет далеко не всем!).

Важная и не слишком очевидная вещь тут заключается в том, что внедрить в работу любую (даже не очень-то хорошую) типологию лучше, чем не внедрить никакой. Очень просто – допустим, в типологии 4 типажа, если мы не внедрили ни одной, то не слишком эмпатичные и вникающие люди будут хорошо общаться в 25% случаях (с теми, с кем они близки по типажу). Внедрим хорошую типологию – поднимем процент почти до 100, внедрим плохонькую – ну хотя бы до 50-70 все равно дотянемся. Хотя бы потому, что вместе с типологией на тренинге всегда затрагиваются несколько универсальных инструментов коммуникаций (например, человек начинает слушать другого, хотя бы для того, чтобы типаж попытаться определить).

История вопроса: разные темпераменты (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик) были известны со времен древней Греции. Впервые типологию как научную проблематику, достойную создания теории, поднял Карл Густав Юнг в фундаментальном труде «Психологические типы» в начале 20го века (1921 год издания, если точнее). С тех пор созданы десятки, если не сотни, типологий, применяемые как в клинических целях, так и для бизнеса, причем ученые так и не смогли разработать одну общепринятую типологию личности, хотя проблематика, как и 100 лет назад, очень актуальна. Основные признанные в бизнесе (коммерческие) типологии, в порядке их «молодости»:

  • Социальные Стили
  • DiSC
  • Майерс-Бриггс (MBTI)

Последние две созданы на основе оригинальной юнговской типологии, а социальные стили – на основе существенно более молодой теории о поведении человека (бихевиоризм).

Появляются новые технологии, из них достаточно интересной представляется классификация SDI (она, на мой взгляд, больше идеологически похожа на MBTI, хотя бы по количеству типажей), но им еще предстоит не такой уж короткий путь до проработанности этой тройки, а уж до массового признания – тем более.

Все типологии, по сути, включают в себя один и тот же набор знаний:
  • Набор классифицирующих признаков (определяющий количество и характеристики типажей);
  • Методика классификации индивидов по стилям;
  • Знания об особенностях типажей и их реагировании на раздражители (выходящие за рамки классифицирующих стилей – например, если человек воздействует утверждениями и использует давление, при этом проявляет эмоции, то для него главным мотиватором будет слава и публичный почет, будут хорошо действовать гротескные сравнения, а чрезмерное количество таблиц его, скорей всего, вгонит в печаль);
  • Методы использования – понимания и воздействия на людей разных типажей (в том числе, воздействия самими обучаемыми на себя).

Богатство знаний и методов в разных типологиях отличается, но, в целом, подтягиваются друг к другу (прям как Android и iOS) – например, до недавнего времени модификации характеристик под влиянием стресса были изучены только в рамках модели социальных стилей, но теперь они есть и в модели DISC. Тут важное замечание – такого рода обновление и дополнение инструментария могут себе позволить только огромные компании, вкладывающие миллионы долларов в исследования ежегодно, а вот типологии, придуманные энтузиастами, не отличаются достоверностью и надежностью применимости («на маме и коллеге из бухгалтерии работает, а на Анатолии Ивановиче не сработало, заказ ушел»).

«Социальные Стили» и DiSC, в целом, решают одни и те же проблемы, и конкурируют за сердца (и кошельки) компаний наиболее остро – у обеих типологий по 4 стиля (которые чем-то вполне уловимым похожи), и применяются в менеджменте, в продажах, в повседневном общении. Инструментарий тоже очень близок. И методы оценки с заполнением опросников тоже похожи, как близнецы-братья. Отличия начинаются там, где надо продиагностировать типаж без опросников (не будешь же просить клиента в автосалоне, например, заполнить опросник вопросов на 200). Если все упростить, то по DiSC надо делать больше выводов, а по Социальным Стилям – более внимательно наблюдать за поведением (текст, интонирование, жесты, мимика). О том, что лучше – чуть ниже.

MBTI при этом стоит особняком из-за того, что там намного больше типажей, чем в остальных двух типологиях, что усложняет диагностику (точней, делает ее для большинства людей практически невозможной без опросников), но позволяет ей быть более глубокой – это ограничивает применение MBTI, например, в продажах, зато дает типологии преимущества, например, в нише проф-ориентирования.

И вот тут мне скажут, мы же модные и современные менеджеры? Мы же по фактам живем, а пока тут было только бла-бла, цифр дай!

И я дам. В 2014 году было проведено исследование компанией TRACOM (разработчик модели Социальных Стилей), отчет об этом я нашел тут. Исследование показало, цитирую (на русский перевел для удобства аудитории):

«Участники программы Социальных Стилей оказались способны корректно идентифицировать стиль или тип другого человека почти в 4 раза лучше, чем участники программы MBTI, и почти в полтора раза лучше, чем участники DiSC. Участники Социальных Стилей показали заметно лучшую способность должным образом работать с другими типами или стилями.

Результаты показывают, что сотрудники, посетившие тренинг по Социальным Стилям, были способны намного лучше применить на практике то, чему они научились, чем те, кто прошел тренинг DiSC или MBTI

На картинке – сколько знаний остается у слушателей после прохождения разных программ.


Лучшая программа СОЦИАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ – оригинал от TRACOM © Group.


Хотите, чтобы ваши люди лучше и эффективней общались, делегировали, продавали? Обращайтесь, с удовольствием буду вашим тренером!

#TRACOM

Комментарии