К основному контенту

Учиться, учиться, учиться!

1

Не стыдись учиться
в зрелом возрасте:
лучше научиться поздно,
чем никогда.
Эзоп

Человеческая память – сложная штука, не каждый вспомнит первую яичницу, которую сделал когда-то. Ну хорошо, если вам 13 лет, и вы ее сделали позавчера, то вспомните, а если 50 и вы ее сделали в 13? Тем не менее, если бабушка вами не руководила из-за спины, как мышка поваренком в фильме «Рататуй», рискну предположить, что яичница была с разбитыми желтками, пережаренная, не соленая (когда?!) или пересоленая и, разумеется, содержала несколько фрагментов скорлупы. Хорошо еще, если яйца не оказались на полу, пальцы не были порезаны ножом, которым яйца разбивались, а руки не были обожжены сковородкой или брызжущим маслом.

А вот тысячная яичница делается почти на автомате. Сковорода – масло – разбить яйца и аккуратно вылить (скорей даже, выложить) на сковородку – соль – погонять белок, чтобы равномерно прожарился, снять и выложить в тарелку идеальный «санни сайд ап». Если у вас есть личный повар, чтобы готовить нехитрое блюдо, или у вас аллергия на яйца, вы же все равно понимаете, о чем это я, правда? 😉

Что же произошло за эти годы? Очень просто, – вы научились. Конечно же, вы научились намного раньше, вам было уже намного проще на третьей попытке, на автомат навык вышел раз на двадцатый, а с какого-то момента вы, вероятно, начали экспериментировать – выкладывать яйца на почти холодную сковороду, предварительно нагревать яйца в теплой воде, прогревать сковороду с маслом, прогревать сначала сковороду, потом наливать масло, переворачивать яйцо, менять кулинарный жир (на гусиный, например, оставшийся от запекания новогодней птицы) и жарить вовсе без него, делать омлет и «скрэмбл», а возможно даже, попробовали приготовить «пашот» и еще какие-нибудь сложные блюда из яиц. Но уж навык самой обычной яичницы отточили до устраивающего вас уровня (возможно, я и тут не прав, и вы на самом деле рукожоп, но даже если так, то я вас подбодрю – эта статья вовсе не про яичницу).

Примерно те же процессы происходят при обучении любым другим вещам – починке ли обуви мы учимся, продажам сервисных пакетов для АЭС, эксплуатации метеостанции за полярным кругом, рисованию или методикам применения искусственного интеллекта для сортировки яиц на птицефабрике. Есть такая знаменитая кривая обучения:
Смысл очень простой – старт всегда тяжелый, с места сдвинуться сложно, но уж если получилось (не бросили), дальше навык растет очень быстро и замедляет скорость развития ближе к пределу нынешних способностей индивида.

Однако каждый раз, когда мы учимся (не абы чему, конечно, а чему-то релевантному решаемой задаче, что хорошо ложится на наши существующие знания и опыт, при этом дает что-то полезное), мы поднимаем асимптоту и выводим кривую на новый уровень:
Что самое интересное, те же процессы происходят и с обучением обучению. Есть люди, конечно, очень одаренные от природы, и они «схватывают на лету», учатся быстро, но и для них скорость обучения зависит от того, сколько и как человек учился до этого. Официальных подтверждений и исследований на эту тему не нашел, сложно их провести, но опрос нескольких десятков человек, многие из которых связаны с обучением, показывает, что я не одинок в моем мнении (выборка не слишком репрезентативна, но в ней не было ни одного возражения выводу – опыт обучения помогает дальнейшему обучению).

Обучение – это не только школа и институт, это книги и статьи (причем не только чтение, но и написание – даже если не планируешь учиться, все равно в голове проработаешь кучу информации и много что «уляжется» из того, о чем раньше представление было не вполне исчерпывающим), общение в профессиональном кругу и просто в кругу образованных и умных людей, это дополнительное образование, участие в профессиональных конференциях, просмотр видео и многое другое. Человек без формального диплома о высшем образовании, в связи с этим, вполне может быть более образован, чем человек с двумя дипломами (это, кстати, очень важный вывод HR’ам на заметку).

Важный тезис для всех: научить – часто означает «продать». На свете есть огромное количество замечательных вещей и брендов, про которые люди не знают, а когда узнают, сразу начинают покупать. Реклама – это информация, ее отличие от учебного курса в том, что в учебе получатель информации активно стремится ее получить, а в случае рекламы это обычно в диапазоне от активного сопротивления до "ну ладно, посмотрим...".


Как индивидуальность в отношении обучаемости использовать на практике? Тут пара выводов, которые я иллюстрирую примерами:

Пример 1: Не могу слушать аудиокниги, поскольку это очень медленно. Да, я понимаю, что я за рулем и все равно время вроде бы теряется. Лучше сделаю звонок из категории «не срочно», подумаю о чем-нибудь, а может, и просто музыку послушаю, чем раздражаться от старательного голоса диктора. Читать раз в 5-10 быстрее получается, а интонации я и сам в уме расставлю, где мне надо. А многие мои знакомые любят слушать, и многие при этом не слишком любят читать. А иногда надо остановиться и наоборот, подумать над чем-то особенно концептуальным и важным. И с телефона/планшета читаю с удовольствием, а многие даже не просто не любят, не могут – нужны тактильные ощущения и запах бумаги. Так надо ли разным людям доносить информацию по-разному? Точно да.

Вывод 1: Необходимо индивидуально выбирать каналы донесения информации для того, чтобы получить желаемый эффект (не важно, хотите ли вы продать билет на балет или радиотелескоп, или для чего-то хотите научить кого-то правильно готовить трилобита). Именно каналы, их обычно больше одного, так лучше работает. Также необходимо «настраивать»: лексику, наличие в тексте метафор, гротесков и других литературных приемов, аудиальный и визуальный ряды, соотношение личных, массово-рассылочных и «медийных» контактов.

Важно стараться подобрать те каналы, которые не противоречат мировоззрению и предпочтениям адресата, и максимальным образом их задействовать. Это, кстати, отвечает на вопрос – зачем показывать слайды, если все равно все проговаривается, или, наоборот, зачем говорить, если на слайдах все написано? Я еще и на флипчарте порисую и в блокнотике что-нибудь заставлю записать! Разные каналы воздействия, больше информации в голове остается.

Пример 2: Компания планирует провести масштабную реорганизацию – внедрить новую информационную систему, например. Шаги с консультантами и программистами пройдены, система прекрасно работает в «песочнице», репликация и синхронизация со старой системой налажены, пора «раскатывать на боевую». Организуем обучение, под него формируем группы. Изначальный контент для всех одинаковый. Вроде бы, можно взять филиал из десяти человек и обучить всех разом. Правильно? Нет!

Что получится, если вы будете вместе учить директора филиала (в прошлом физик-ядерщик, кандидат наук, МБА, опубликовал 3 книги по бизнесу), и ассистентку отдела продаж (в прошлом году с трудом закончила институт)? Ох некомфортно им может быть вместе учиться. "В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань"… Лань уже убежала вперед (директор, в смысле, все давно понял уже, и торопит), а конь, привыкший таскать лафет с пушкой (накладные оформлять) в недоумении «что это было-то»? Впрочем, не всегда, тут директор может и помочь в обучении "слабеньких", но это уже сильно выбивается за пределы обсуждаемой темы – приходите к нам на курс «Индивидуализация управленческихвоздействий (социальные стили)», узнаете про общение много важного и интересного.

Вывод 2: При проведении обучения всегда балансируйте группы, когда это возможно. Они могут быть разными по соцдему (возраст, пол, социальные группы, профессия), но желательно, чтобы были близки по уровню понимания контекста, к которому принадлежит материал, и по скорости обучения.


С опытом обучения и «прокачки мозга» приходит скорость и экспертность, когда за пару минут можешь определить, есть ли смысл читать книгу, или, возможно, достаточно пробежаться поверхностно, при этом постараться выхватить пару идей. Есть ли смысл посещать тренинг, или лучше найти книжку по теме и потратить в несколько раз меньше времени, а навыки освоить в процессе работы? Предпочесть для повышения продаж дешевый тренинг от фрилансера (спойлер – в 90% случаев выброшенные деньги, время, бонусом настрой «ерунда эта ваша учеба»), или привлечь компанию с мировым именем, лучшими в мире программами и тренерами, соответствующими уровню, когда деньги и время превращаются в доходную инвестицию. Появляется еще и возможность решать за других – кому может быть полезно сходить поучиться, и чему именно.


Приходите к нам в Wilson Learning Russia!



#УилсонЛернинг

Комментарии

  1. Очень актуальная статья. При таком обилии информации умение учиться становится приоритетным.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий